(на материалах Иньсюя[1]). Вторая половина II тыс. до н.э. в Китае – времена правления династии Шан-Инь. Для этого периода характерно быстрое развитие крупных городских центров, введение сложной административной системы, все более широкое употребление письма; это эпоха становления древнекитайской цивилизации и государственности. Изучение материальной и духовной жизни шан-иньского населения важно для понимания исторических процессов становления древневосточных цивилизаций вообще и китайской в частности.
При реконструкции духовной культуры шан-иньского общества исследователи сталкиваются с многочисленными трудностями. Дошедшие до нас письменные памятники, описывающие верования и ритуалы китайцев, относятся к значительно более позднему времени и отражают представления своего времени; сведения о более ранних периодах переосмысливались с точки зрения позднейших религиозных воззрений, этических и эстетических установок. Поэтому вполне закономерно обращение ученых к археологическим и эпиграфическим данным, в частности, к ритуальному искусству (см. [1; 3]). Исследование распространенных мотивов и их расположения на ритуальной утвари, приемов изображения, особенностей употребления определенных изделий, сопоставление окружающей людей того времени действительности и мира ритуальных образов позволяет сделать выводы о приоритетах и ценностях шан-иньского общества, религиозных воззрениях и обрядах.
Анализ ритуального искусства Подавляющее большинство ритуальных предметов было обнаружено в погребениях
[2]; среди руин жилищ находят в основном остатки бытовой утвари, практически не имеющей орнаментации, за исключением т.н. технического орнамента
[3] и простейших геометрических узоров.
Ритуальные предметы представлены несколькими основными категориями: керамические, бронзовые, каменные, костяные (существовали, возможно, и деревянные) сосуды; некоторые разновидности бронзового и каменного оружия
[4]; каменные резные пластинки; каменные и костяные таблички; каменные диски; скульптура. Несомненно, на ряду с ними существовали также деревянные и тканые изделия с ритуальной орнаментацией, такие, как гробы, саркофаги, погребальные камеры, саваны, покрывала, но сохранившихся фрагментов недостаточно для выводов об их изобразительных характеристиках, и поэтому в данном исследовании они рассматриваться не будут.
Реконструкция употребления ритуальных предметов – задача непростая. В настоящее время распространена та точка зрения, что большинство сосудов изготавливались и использовались в ритуальных пиршествах, одной из задач которых была подтверждение и укрепление социальной иерархии. Сложный церемониал жертвоприношений духам и предкам, с указаниями употребляемых предметов и посуды, описан в трактате
«Чжоу-ли»; несмотря на то, что время создания этого памятника на несколько веков отстоит от исследуемого периода, эти данные показательны в качестве характеристики обрядности раннего периода китайский истории.
Что касается собственно периода Шан-Инь, археологические данные демонстрируют наличие корреляции между размерами погребения и материалом изготовления, величиной и количеством сосудов в нем. В крупные погребения помещались многочисленные бронзовые сосуды, некоторые из которых были очень вместительными; наряду с этим наборы керамических сосудов в крупных и небольших погребениях практически не отличались по составу и качеству. Это позволяет предположить, что бронзовые сосуды являлись показателем социального и/или духовного статуса их обладателя, его способности устраивать жертвоприношения и пиршества.
Как минимум две разновидности керамических сосудов, а именно небольшой треножник и кубок, получившие широкое распространение в погребальном инвентаре, можно вполне определенно рассматривать как ритуальные. Основанием для подобного вывода служит практически полное отсутствие этих видов сосудов на поселенческих памятниках, в то время как в погребениях они суммарно занимают около 40% от общего объема раскопанной посуды. Эти сосуды, очевидно, употреблялись как церемониальные.
В художественном плане керамический материал представляет небольшую ценность, поскольку орнаментация сосудов в большинстве случаев носит технический характер (исключение составляет малочисленная категория белой керамики, повторявшей формы и узоры бронзовых сосудов), она крайне лаконична, в большинстве случаев орнамент имеет техническое происхождение – это отпечатки узора на колотушке, которой отбивался сосуд. В некоторых случаях на оттиски накладывались глиняные полоски, составляя геометрический дизайн из треугольников, ромбов и спиралей; встречается оформление ручек и ножек в виде голов животных, а также рельефные накладки. Довольно распространенным видом орнаментации являются концентрические бороздки на плечиках или шейке сосуда, сделанные на гончарном круге при помощи острия или подобия вилки.
Резные каменные пластинки в большинстве случаев обнаруживаются в могилах, в непосредственной близости от останков погребенных. Они обычно имеют одно или несколько мест
[5], за которые могут быть зафиксированы путем пришивания к тканям или предметам, закрепления на них с помощью ниток. Эти пластинчатые изделия, очевидно, имели охранительное значение, и представляют собой раннюю ступень развития феномена китайской культуры, окончательно зафиксированного в т.н. «охранных нефритах» при династии Хань
[6]. Назначение костяных и каменных табличек, дисков и скульптур в настоящее время не ясно; несомненна лишь их тесная связь с ритуальной жизнью общества.
Рис. I. 1) Бронзовый сосуд и его поясной орнамент (6, № 808)Рис. I. 1) Бронзовый сосуд и его поясной орнамент (6, № 808)Далеко не все ритуальные предметы представляют собой художественную ценность. Встречаются изделия всех описанных категорий, за исключением скульптур, полностью свободные от орнаментации или покрытые лаконичным геометрическим декором. В дальнейшем речь идет только об орнаментированных изделиях.
Рис. I. 2) Бронзовая секира (6, № 699)Размещение орнаментации на ритуальных изделиях зависит прежде всего от формы предмета. Изображения на сосудах чаще всего представляют собой один или несколько горизонтальных поясов с общими вертикальными осями симметрии, нередко выступающими над поверхностью сосуда (
рис. I, 1;
3[7]); «ковровое» покрытие встречается только на бронзовых сосудах в форме животных, на которых всю поверхность занимают трансформирующиеся друг в друга образы зверей (
рис. II, 1).
Рис. I. 3) Бронзовый сосуд (6, № 791) Орнаментация оружия располагается на функционально не используемых поверхностях изделий: центральных частях секир; примыкающих к древку частях клевцов; верхних частях лезвия ножей и т.д (
рис. I, 2). Резные каменные пластинки в большинстве случаев представляют собой профильные фигурные изображения животных и людей, чаще всего симметрично проработанные на обеих сторонах изделий (
рис. II, 3-5); таблички полностью или частично заполнены поясными орнаментами; скульптурные образы предполагают круговой обзор, в большинстве случаев симметричны и статичны (
рис. II, 2).
Рис. II. 3) Каменная резная пластинка (6, № 358)Принципы поясного расположения орнаментации по горизонтали и акцентирования вертикальных осей симметрии широко известны по этнографическим наблюдениям, и связываются с общечеловеческими представлениями о сосуществовании нескольких параллельных миров и объединяющей их роли «мирового древа».
Рис. II. 4) Каменная резная пластинка (6, № 430)Тем не менее, объективно оценивая художественные особенности искусства периода Шан-Инь, подобные параллели имеют чисто формальное обоснование, и мало пригодны для выводов о духовной составляющей изображений.
Рис. II. 5) Каменная резная пластинка (6, № 354)Поясное расположение орнаментации в значительной степени объясняется конструктивными особенностями технологии отливки бронзовых изделий в многосоставных формах; зачастую орнамент в поясах идентичен по составу, отличаясь только размерами. Вертикальная ось симметрии также имеет мало общего с идеей «мирового древа», поскольку изначально является составной частью развернутого образа животного, составленного из двух профилей, объединенных и одновременно разделяемых этой чертой (
рис. I, 1). Функционально в основе этой горизонтальной черты зачастую был литейный шов, то есть, этот художественный прием также имеет связь с технологическими особенностями бронзолитейного производства.
Следует отметить, что изображения на изделиях из различных материалов, таких, как бронза, камень, кость, керамика, дерево, представляют собой единую систему образов, несмотря на значительные отличия в технологии их создания. Некоторые особенности присущи каждой из категорий изделий, но общность орнаментального оформления позволяет говорить о них как о едином комплексе.
В этой системе образов очень незначительное место занимает собственно человек – скульптуры и изображения людей крайне немногочисленны; полностью отсутствуют картины любых видов человеческой деятельности, культовой, военной, бытовой, ритуальной и т.д., так же, как и изображения окружающей действительности, природы, жилищ, повседневных предметов. К настоящему моменту известно лишь несколько изображений человеческих лиц на изделиях из бронзы и некоторое количество скульптур из поделочного камня; эти образы симметрично построены и высоко стилизованы, хотя скульптурные изображения, возможно, имеют реальные прототипы, поскольку фиксируют портретные черты (
рис. I, 2;
рис. II, 2).
Рис. II. 2) Каменная статуэтка (6, № 372)Можно предположить, что подобное «пренебрежение» всеми картинами и образами человеческого существования имело в основе своей представление о том, что все это является ординарным и незначительным, профаническим по своей природе, и, следовательно, не заслуживающим изображения. С другой стороны, редкость портретных образов свойственна многим ранним обществам, так как считается, что через образ человека можно причинить вред как его физическому телу, так и духовным составляющим.
Отсутствие половых признаков людей и животных может свидетельствовать о существовании системы запретов в обществе, табуировании сексуальности. Этнографические материалы многих древних и современных народов показывают связь между изображением половых признаков и культами плодородия; в древнекитайских источниках практически единственным образом, предположительно связанным с фаллической символикой, считается пиктограмма – изображение предка
цзу [4]. Поскольку по эпиграфическим данным известно, что хозяйственная жизнь шан-иньского общества основывалась на сельскохозяйственном производстве, а обеспечение плодородия являлось постоянным объектом внимания и заботы со стороны правителя, отсутствие выраженных культов плодородия может объясняться необходимостью сдерживания социальной агрессии, зачастую провоцируемой при подчеркивании сексуальных различий полов.
Доминирующими в изобразительном искусстве были комбинированные образы животных, сочетавших в причудливых комбинациях черты пресмыкающиеся, птиц, парнокопытных и хищников; широко распространенными были отдельные изображения следующих животных: цикад, рыб, сов, хищных птиц с крупным изогнутым клювом, тигров. Акцент делался на угрожающие и хищные черты: когти, клыки, клювы, рога.
Среди изображений выделяются «драконы», имеющие облик змеевидного существа с мордой хищного млекопитающего и рогами (
рис. II, 5); существуют варианты с наличием пары или двух пар нижних конечностей, а также без них; крыльев не встречается, но в некоторых изображениях рога напоминают их по форме и расположению на рисунке. Тело этого существа обычно покрыто орнаментом; чаще всего встречается ромбовидный узор. Следует отметить, что некоторые изображения тигров имеют близкое сходство с «драконом», и основным различительным признаком является наличие рогов.
Возможно, разновидности изображений так называемых «мифических животных», «дракона» в том числе, имели различное происхождение и функции, восстановить которые в настоящее время не представляется возможным.
Рис. II. 1) Бронзовый сосуд (6, № 785)Характерной чертойнекоторых видов животных, а именно хищных птиц и зверей и «мифических» образов, можно назвать «очеловеченность»: они обладают человеческим разрезом глаз и нередко ушами (
рис. II, 1, 3-5); некоторые из них представлены в сидячих коленопреклоненных позах, характерных для человека. Поскольку изображения других видов птиц и животных дается с круглым разрезом глаз, этот признак представляется смыслоразличительным; подробнее о возможном значении этого написано ниже.
Для изобразительного искусства этого периода характерно применение трансформных животных образов следующих типов:
1) части изображения представляют собой отдельных животных, не разрушающих целостность образа (в рисунок рога крупного животного вписан дракон; крыло птицы изображается в виде дракона) (
рис. II, 1);
2) боковые/хвостовые части трансформируются в другое животное (
рис. II, 1);
3) имея общую голову, тело животного симметрично развертывается в обе стороны по горизонтали (т.е. изображение составлено из двух полных профилей с вертикальной осью симметрии в центре морды) (
рис. I, 1).
Эти основные принципы зачастую смешиваются, представляя собой крайне сложный конгломерат образов. Некоторое количество бронзовых изделий, предположительно относящихся к одному периоду, характеризуется расцветом подобных трансформных образов, когда каждая часть общего животного представляет собой отдельный законченный образ другого зверя. Вполне вероятно, что это оражает представление о взаимопроникновении и взаимозависимости в жизни, неразрывности существования. В дальнейшем как общий контур, так и отдельные части животных нередко подвергались стилизации до полной утраты изначального образа и превращения в геометрический орнамент.
Строгая симметрия и повторяемость мотивов являются неотъемлемыми признаками искусства данного периода. Характерной чертой также является статичность образов.
Двумя основными формами представления образов живых существ были изображения в профиль и анфас; поскольку в большинстве случаев фронтальный вид составлен из двух боковых проекций, нередко не только головы, но и туловища животного, то представляется, что вид сбоку являлся изначальным и доминирующим.
Характерной особенностью искусства данного периода является заполнение фона геометрическим орнаментом (
илл. I, 1; илл. II, 3-5). В орнаментации практически полностью отсутствуют растительные мотивы. Немногие изображения, напоминающие по виду цветы и растения, происходят из других видов орнамента путем длительной стилизации.
Рафинированное, высоко стилизованное и ритуально значимое искусство периода Шан-Инь прошло длительный путь развития. Многие из образов и особенностей художественного оформления имеют связи с неолитическими традициями; другим важным фактором было воздействие технологических особенностей производства.
В ритуальном искусстве Шан-Инь преобладают, несомненно, образы животных. Их размещение как на сосудах, используемых в обрядовых пиршествах, так и на нефритовых пластинках, призванных охранять человека при перемещении в загробный мир, позволяет говорить об охранительном значении этих изображений, хотя вряд ли эта функция была единственной. Сложность и составной характер образов, наличие конгломератов входящих в них изображений, наличие человеческих черт позволяют говорить о их более широком понимании. Можно предположить, что происхождение этих образов имело связь с тотемическими представлениями древних китайцев. Согласно письменным источникам, многие легендарные правители Китая имели животные черты, или же их происхождение связывалось с животными: Фу-си и Нюй-ва имели змеиные тела и человеческие головы; Шэнь-нун имел тело змеи, лицо человека, голову быка и пасть тигра; происхождение предка дома Шан по имени Се связывалось с птицей, и т.д. Таким образом, в образах ритуального искусства этого периода можно видеть персонажи, представленные в процессе сложения мифов.
Суммируя наблюдения, сделанные при исследовании ритуального искусства Иньсюя, укажем на следующее:
1) Ритуальные предметы в большинстве случаев обнаруживаются в захоронениях и представлены следующими основными разновидностями: сосуды; некоторые виды оружия; каменные резные пластинки; каменные и костяные таблички; каменные диски; скульптура; они использовались в жертвоприношениях и пиршествах, и имели охранительное значение;
2) Далеко не все ритуальные предметы представляют собой художественную ценность в современном понимании этого слова, многие из них не орнаментированы или имеют минимум орнаментации;
3) Широко распространено поясное расположение орнаментации по горизонтали и акцентирование вертикальных осей симметрии, строгая симметрия, статичность образов и повторяемость мотивов являются неотъемлемыми признаками искусства данного периода;
4) Изделия из различных материалов имеют единую систему образов и общность орнаментального оформления;
5) Человек и любые виды человеческой деятельности, занимают крайне незначительное место в изобразительном искусстве; это может объясняться как пренебрежением к профанным сторонам жизни, так и нежеланием подвергать возможным вредным воздействиям изображаемого;
6) Отсутствие у изображений половых признаков людей и животных и отсутствие символики, явно связанной с культом плодородия, может свидетельствовать о существовании системы запретов в обществе, табуировании сексуальности;
7) Наиболее распространены изображения животных, как отдельных существ, так и комбинированные образы, сочетающие в причудливых комбинациях черты пресмыкающиеся, птиц, парнокопытных и хищников; при этом акцент делался на угрожающие и хищные черты: когти, клыки, клювы, рога;
8) Один из вариантов многочисленных «мифических животных» - «дракон», змеевидное существо с мордой хищного млекопитающего и рогами; возможно, разновидности этих образов имели различное происхождение и функции, восстановить которые в настоящее время не представляется возможным;
9) Для изобразительного искусства этого периода характерно применение трансформных образов, когда каждая часть общего животного представляет собой отдельный законченный образ другого зверя, составляя крайне сложный конгломерат образов; вполне вероятно, что это отображает представление о взаимопроникновении и взаимозависимости в жизни, неразрывности существования;
10) Некоторые виды животных обладают человеческим разрезом глаз и ушами, или представлены в сидячих позах, характерных для человека; подобная «очеловеченность» представляется смыслоразличительной и связанной о тотемическими верованиями шан-иньского населения;
11) Основными формами изображения живых существ было их представление в профиль и анфас; мы полагаем, что вид в профиль являлся изначальным и доминирующим;
12) Изображения животных зачастую подвергались упрощению, стилизации и геометризации вплоть до полной утраты исходного образа;
В ритуальном искусстве Шан-Инь преобладают образы животных, происхождение которых восходит к тотемическим представлениям; согласно письменным источникам, многие легендарные правители Китая имели черты животных, или же их происхождение связывалось с животными; потому в изображениях животных на ритуальной утвари можно видеть персонажи эпохи сложения мифов.
Литература
- Кожин П.М. Значение орнаментации керамики и бронзовых изделий Северного Китая в эпохи неолита и бронзы для исследований этногенеза // Этническая история народов Восточной и Юго-Восточной Азии в древности и средние века. М., 1981, с. 131-161.
- Кузнецова-Фетисова М.Е. Влияние металлообработки на производство керамических, каменных и костяных изделий в эпоху Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.) // Тридцать пятая научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2005, с.16-24
- Куликов Д.Е. Орнитологические мотивы в культуре Шан-Инь и их связь с древнекитайской мифологией // Тридцать вторая научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2002.
- Karlgren, B. Some Fecundity Symbols in Ancient China. Stockholm, BMFEA № 2, 1930, pp. 1-66.
- Хэнань чуту Шан Чжоу цинтунци (Бронзовые предметы династий Шан и Чжоу, обнаруженные в пров. Хэнань). Пекин, 1981, т. 1.
- Чжунго шэхуй кэсюэюань каогу яньцзюсо. Иньсюй Фу-Хао му (Институт Археологии Академии Общественных Наук КНР. Могила Фу-Хао в Иньсюе). Пекин, 1985.
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXLII научная конференция: К 100-летию со дня рождения Л.И.Думана / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. С.И.Блюмхен. – М.: Вост. лит., 2007. – 352 с. – ISBN 5-02-018544-2 (в обл.). С. 24-33.
- ↑ Городище Иньсюй – то место, где в XIV-XI веках до н.э. располагалась столица династии Шан-Инь.
- ↑ Под погребениями в данной статье понимаются любые захоронения людей и животных, вне зависимости от того, естественной или насильственной смертью они погибли.
- ↑ Т.е. орнаментации, возникающей в процессе изготовления предметов, или имитации подобной орнаментации. Пример: узор в виде разнонаправленных насечек на керамике, получаемый при изготовлении сосудов методом наковальни и лопаточки.
- ↑ Большинство предметов вооружения из камня, прежде всего клевцы, изготовленные из тонких пластин, представляются малопригодными для боя; предположительно их употребление ограничивалось ритуальной сферой. Бронзовое оружие в большинстве случаев функционально; тем не менее, крупные бронзовые секиры, нередко богато орнаментированные, могли использоваться для ритуальных целей, например, принесения в жертву животных и людей.
- ↑ Зачастую на краях изделия находятся дырочки, весьма искусно вписанные в общую орнаментацию изделия.
- ↑ «Охранные нефриты», или баоюй, упоминаются в исторических сочинениях древности; благодаря археологическим находкам XX века стало возможно восстановить их облик. Баоюй представляли собой плотно облегающий тело погребенного каркас из небольших каменных пластин, соединенных через отверстия на краях металлической проволокой.
- ↑ Все рисунки приведены по: (6).